Меры безопасности на льду. Рекомендации рыболовам в период массового подледного лова
Опасности ледового покрова водоемов
1. До наступления устойчивых морозов лед водоемов очень непрочен, легко ломается под ногами человека или под тяжестью техники.
2. После вечернего или ночного мороза лед некоторое время способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, на солнце, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым, несмотря на достаточную толщину.
3. Как правило, водоемы замерзают неравномерно, по частям: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине.
4. На озерах, прудах (на всех водоемах со стоячей водой, куда не впадают или откуда не вытекают ручьи, реки, подводных ключи) лед появляется раньше, чем на речках, где льдообразование задерживает из-за течения.
5. На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.
Каждый год многие люди пренебрегают мерами предосторожности и выходят на тонкий лед, тем самым, подвергая свою жизнь смертельной опасности.
Правила поведения на льду. Меры безопасности.
1. Не переходите водоем по льду в запрещенных местах.
2. Не выезжайте на лед на мотоциклах, автомобилях.
3. Не выходите на тонкий лед в начале зимы (лед ломается со звонким хрустом, трещит) и в начале весны (лед ломается без треска, вода быстро просачивается и заполняет следы).
4. В начале зимы наиболее опасна середина водоема. В конце зимы опасны прибрежные участки, участки вблизи сливных труб, под мостами.
5. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
6. При переходе через реку необходимо пользоваться ледовыми переправами.
7. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне или по натоптанным следам и тропинкам. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.
8. В случае крайней необходимости перехода водоема по льду, нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Имейте в руках палку, прощупывайте перед собой путь. Если после первого сильного удара покажется хоть немного воды, или если лед начал трескаться - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует осторожно лечь и ползти по своим следам обратно или отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
9. Не собирайтесь группами на отдельных участках льда. При переходе водоема группой необходимо соблюдать дистанцию 5-6 м. между участниками. Вперед пропустите самого опытного.
10. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
11. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится.
12. На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 - 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее подмышки.
13. Не отпускайте детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра!
14. Одна из самых частых причин трагедий на водоёмах - алкогольное опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными.
Рекомендации рыболовам в период массового подледного лова
1. Помните, что прочный, безопасный лед - это лед прозрачный, толщиной не менее 5-7 см. Молочный белого цвета лед вдвое слабее прозрачного. Самый опасный - ноздреватый лед, образовавшийся из смерзшегося снега.
2. Лед всегда слабее вблизи топляков, свай, тростника и на течении.
3. В оттепель, после первых морозов, лед становится тонким. Особенно опасен тонкий лед, припорошенный снегом.
4. Над большими глубинами лед образуется позднее и поэтому он менее прочен, а значит, и опасен тогда, когда кругом на средних глубинах он достаточно надежен.
5. В озерах родниковые ключи иногда встречаются на больших глубинах; лед над ними опасен.
6. В устьях речек и ручьев лед часто бывает ненадежным в течение всей зимы.
7. Под мостами, в узких протоках между широкими плесами и между островами лед часто бывает опасным даже в середине зимы. Весной по льду в этих местах ходить нельзя.
8. Будьте особенно осторожны при переходе реки ниже плотины. Там состояние льда меняется быстро, и иногда уже через 2—3 часа бывает нельзя вернуться обратно по своему следу.
9. Если случилась беда, и вы оказались в воде, не пытайтесь выбраться на лед только с помощью рук, не подтягивайтесь за кромку льда. Держась за нее руками, надо с осторожностью вынести на лед сначала одну, потом вторую ногу, затем, не спеша, и так же осторожно отползти (откатиться) от опасного места.
10. Помогая провалившемуся под лед, у которого не оказалось шнура, подавайте ему в руки пояс, шарф, палку и т. п. За них можно ухватиться крепче, чем за протянутую руку. К тому же при сближении на расстояние руки легче обломить кромку льда.
11. После метелей остерегайтесь не замерзших лунок под снегом.
12. Не подходите близко к лункам, в которых ставят промысловые сети. Они всегда покрыты тонким льдом или снегом. Заметить их можно по холмикам рядом лежащего колотого льда.
13. Остерегайтесь промоин во льду над быстрым течением.
14. Не становитесь на льдины, отколовшиеся от ледяного поля: они могут внезапно перевернуться под ногами.
15. Спускаясь с берега на лед, осевший при спаде воды, остерегайтесь глубоких трещин, скрытых под снегом. В них можно тяжело повредить ногу.
16. Находясь на льду, учитывайте, что под снегом он нарастает медленнее, чем на бесснежном пространстве.
17. Не зная особенностей водоема или условий образования льда, не пытайтесь выезжать на лед на автомашине.