Аварии на водном транспорте, причины и последствия. Действия пассажиров во время шлюпочной тревоги. Особенности оставления судна прыжком в воду. Правила пользования индивидуальными спасательными средствами.
Возрастающая из года в год роль водного транспорта определяется исключительной экономичностью перевозок морем самых разных грузов. Ежесуточно в морях и океанах находится около 30 тысяч судов, численность экипажей которых превышает 1 миллион человек. При таких масштабах использования водных транспортных средств сложно избежать возникновения различных чрезвычайных ситуаций.
Классификация чрезвычайных ситуаций, возникающих на водном транспорте:
- кораблекрушение - гибель судна или его полное конструктивное разрушение;
- авария - повреждение судна или его нахождение на мели не менее 48 часов (пассажирского судна - 24 часа);
- аварийное происшествие - повреждение судна или его нахождение на мели менее 48 часов (пассажирского судна - 24 часа);
- катастрофа - кораблекрушения или аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.
Основные причины аварийных ситуаций на водном транспорте:
- морская стихия (штормы, ураганы, туманы, льды);
- поломка техники;
- ошибочные действия человека.
К наиболее тяжелым последствиям при чрезвычайных ситуациях на водном транспорте можно отнести:
- взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и экипажей судов, работников портов и пристаней;
- пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и, особенно, нефтеналивных судах, приводящие к тем же последствиям;
- разлив нефтепродуктов, образование крупных нефтяных пятен на акватории моря и побережье, нанесение огромного экологического ущерба окружающей среде;
- огромный материальный ущерб морскому, речному и промысловому флоту.
Организация и оказание помощи терпящим бедствие судам отличаются исключительной сложностью, затруднены розыск потерпевших бедствие и оказание им медицинской помощи.
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит из-за ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа.
Оставление судна при аварии или кораблекрушении производится только по указанию капитана.
Он отдает такое распоряжение в следующих случаях:
1. имеются явные признаки наступающей гибели судна (опасный крен, вход в воду палубы, кормы, носовой части);
2. судно остается на плаву, но распространение воды по судну ведет к его затоплению, а средств для борьбы с водой экипаж не имеет;
3. происходит смещение груза или обледенение судна, которое в конечном итоге приведет к его опрокидыванию (оверкиль), а экипаж не имеет средств борьбы с обледенением, со смещением груза;
4. по судну распространяется пожар, а экипаж не имеет средств для его локализации и ликвидации;
5. под воздействием ветра, волн или течения судно дрейфует на рифы, где оно может быть разбито или опрокинуто. При этом судно не имеет хода или лишено возможности управляться и не может противодействовать стихии.
На крупных морских и речных судах все действия, связанные с самоспасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлюпочную палубу и четкому исполнению команд экипажа, организующего спасательные работы.
Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги:
1. Выполняйте все требования членов команды.
2. Наденьте как можно больше теплой одежды, возьмите документы и спасательный жилет.
3. Быстро пройдите на шлюпочную палубу.
4. Подготовьтесь к посадке в спасательное средство.
5. Первыми на спасательное средство (шлюпку, надувной плот) переходят дети, женщины, раненые, ослабленные люди. Им необходимо организовать страховку, для чего на спасательное средство может спуститься один взрослый мужчина.
6. Люди, оказавшиеся в спасательном средстве первыми, должны страховать его от повреждений - отталкиваться веслами или руками от судна, отгонять представляющие угрозу плавающие на поверхности воды предметы, а также помогать своим товарищам.
Правила поведения в спасательной шлюпке
До того, как потерпевших найдут спасательные службы, может пройти продолжительное время, поэтому, находясь в спасительном средстве постарайтесь сохранить тепло, контролировать провизию и соблюдать спокойствие.
1. Время от времени делайте небольшую разминку, чтобы размять конечности.
2. Ни в коем случае не используйте морскую воду для питья.
3. Пресную питьевую воду разделите на многочисленные, небольшие приемы (не более 500 мл.).
4. Если вы не видите береговую линию, то лучше всем шлюпкам держаться рядом и далеко не отплывать от места крушения корабля.
5. В жаркую погоду для охлаждения спасательного судна, обливайте его снаружи водой.
6. Дымовые шашки использовать все за один раз запрещается. Дождитесь реальной возможности, что их действительно кто-то заметит. Не используйте их понапрасну. Лучше, если отвечать за их использование будет один ответственный человек.
Оставление судна прыжком в воду:
1. Осмотрите место приводнения, вдохните и задержите дыхание.
2. Подбородок прижмите к груди, но голову сильно не наклоняйте.
3. Одной рукой зажмите рот и нос, другой - оттяните вниз спасательный жилет за верхний край вниз, чтобы его не сорвало.
4. Прыгайте ногами вниз, ступни прижмите друг к другу, ноги слегка согните и напрягите.
5. Выныривайте с открытыми глазами и быстро отплывайте в сторону от гибнущего судна.
При отсутствии спасательных средств, находясь в воде, подавайте сигналы свистком (если вы в жилете) или поднятием руки. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. В спасательном жилете для этого сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50 %.
Спасательные средства на борту судна
На случай аварии на судах предусмотрены средства спасения:
1. Групповые средства спасения - шлюпки и надувные плоты.
2. Индивидуальные средства спасения - спасательные круги, спасательные жилеты и костюмы.
Установлен порядок пользования ими, который доводят до сведения пассажиров.
Правила пользования индивидуальными спасательными средствами
Правила пользования спасательным жилетом:
Спасательные жилеты снабжены лампочками со специальными батарейками, работающими в воде, их свет хорошо заметен в ночное время. Кроме того, к жилету прилагается свисток для подачи звуковых сигналов, а иногда и специальный порошок, окрашивающий воду в ярко-зеленый цвет, хорошо видимый с воздуха, и сигнальное зеркало (гелиограф). Став пассажиром судна, изучите внимательно инструкцию по применению спасательного жилета.
1. Оденьте жилет сверху через голову, ориентируясь на надписи «верх» и «низ».
2. Просуньте руки в специальные отверстия жилета.
3. Завяжите жилет на груди специальными тесемками, обернув их вокруг жилета.
4. Перед прыжком в воду глубоко вдохните и задержите дыхание.
5. Во время прыжка за борт одной рукой крепко закройте рот и нос, а другой оттяните спасательный жилет за верхний край вниз, чтобы его не сорвало.
6. Попав в воду, выдохните тогда, когда вы перевернетесь лицом вверх (через 5-10 секунд после касания воды).
7. Оказавшись в воде, необходимо быстро отплыть от судна, а затем держаться на воде, делая как можно меньше движений для сохранения тепла.
8. Если поблизости находятся спасательные плоты или катера, постарайтесь подплыть к ним, посигнальте свистком, который находится в кармашке жилета, чтобы вас заметили.
Правила пользования спасательным кругом:
Спасательные круги равномерно распределяют по бортам судна в легкодоступных местах, в любой момент они должны быть готовы к применению.
1. Доплывите до круга и возьмитесь двумя руками за его поверхность.
2. Добравшись до круга, следует не подныривать под него, а нажимая руками на круг, опрокинуть его через голову на себя.
3. Положите руки на поверхность круга, займите удобное положение.
4. Старайтесь максимально сохранять энергию и тепло — от этого зависит время выживания в воде.
Действия пассажиров, оказавшихся за бортом:
1.. Оказавшись за бортом, надо по возможности успокоиться и осмотреться.
2. Сбросьте одежду, мешающую вам двигаться, избавьтесь от лишних тяжелых предметов.
3. Кричите, зовите на помощь, свистите в свисток в том случае, если вас услышат.
4. Подплывая к спасательным плотам или катерам, машите рукой над водой, привлекая внимание.
5. Не рекомендуется плыть за судном или навстречу ему - у судна больше возможности подойти к упавшему за борт.