Аварии на водном транспорте, основные причины и последствия. Действия пассажиров во время аварии. Действия пассажиров при нахождении в спасательном плавательном средстве. Правила пользования индивидуальными спасательными средствами.

Возрастающая из года в год роль водного транспорта определяется экономичностью перевозок морем самых разных  грузов. Ежесуточно в морях и океанах находится около 30 тысяч судов, численность экипажей которых превышает 1 миллион человек. При таких масштабах использования водных транспортных средств сложно избежать возникновения различных чрезвычайных ситуаций.

Классификация чрезвычайных ситуаций, возникающих на водном транспорте:

  • кораблекрушение - гибель судна или его полное конструктивное разрушение;
  • авария - повреждение судна или его нахождение на мели не менее 48 часов (пассажирского судна - 24 часа);
  • аварийное происшествие - повреждение судна или его нахождение на мели менее 48 часов (пассажирского судна - 24 часа);
  • катастрофа - кораблекрушения или аварии с человеческими жертвами.

Основные причины аварийных ситуаций на водном транспорте:

  • морская стихия (штормы, ураганы, туманы, льды);
  • поломка техники;
  • ошибочные действия людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа.

Наиболее тяжелые последствия чрезвычайных ситуаций на водном транспорте:

  • взрывы опасных грузов;
  • пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно нефтеналивных судах;
  • разлив нефтепродуктов, образование крупных нефтяных пятен, нанесение огромного экологического ущерба окружающей среде;
  • ущерб морскому, речному и промысловому флоту.

При авариях и кораблекрушениях капитан отдает приказ покинуть судно в следующих случаях:

  1. явные признаки наступающей гибели судна (опасный крен, вход в воду палубы, кормы, носовой части);
  2. судно остается на плаву, но распространение воды по судну ведет к его затоплению, а средств для борьбы с водой экипаж не имеет;
  3. происходит смещение груза или обледенение судна, которое приведет к его опрокидыванию (оверкиль), а экипаж не имеет средств борьбы с обледенением, со смещением груза;
  4. по судну распространяется пожар, а экипаж не имеет средств для его ликвидации;
  5. под воздействием ветра, волн или течения судно дрейфует на рифы, где оно может быть разбито или опрокинуто. При этом судно лишено возможности управляться и не может противодействовать стихии.

На крупных морских и речных судах все действия, связанные с спасением людей, сводятся к возможно более быстрому покиданию судна и четкому исполнению команд экипажа, организующего спасательные работы.

Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги:

  1. Выполняйте все требования членов команды.
  2. Наденьте как можно больше теплой одежды, возьмите документы и спасательный жилет.
  3. Быстро пройдите на шлюпочную палубу.
  4. Подготовьтесь к посадке в спасательное средство.
  5. Первыми на спасательное средство (шлюпку, надувной плот) переходят дети, женщины, раненые, ослабленные люди. Им необходимо организовать страховку, для чего на спасательное средство может спуститься один взрослый мужчина.
  6. Люди, оказавшиеся в спасательном средстве первыми, должны страховать его от повреждений - отталкиваться веслами или руками от судна, отгонять представляющие угрозу плавающие на поверхности воды предметы, а также помогать своим товарищам.
  7. До того, как потерпевших найдут спасательные службы, может пройти продолжительное время, поэтому, находясь в спасательном средстве постарайтесь сохранить тепло, делать небольшую разминку, контролировать воду и провизию и соблюдать спокойствие.


Правила поведения в спасательной шлюпке

Сохранять спокойствие;

В течение первых двух суток надо принимать таблетки от укачивания: одну таблетку утром и по половине таблетки в полдень и вечером. Больше двух таблеток в сутки принимать нельзя, так как они вызывают ощущение сухости во рту;

Полностью исключить курение: оно вызывает жажду у курящих и раздражение у некурящих, а также необходимость в лишнем проветривании плота или шлюпки, что понижает температуру внутри спасательного средства. Кроме того, курение опасно в пожарном отношении;

Командир, в соответствии с инструкциями, вложенными в пищевые пакеты, должен установить суточный рацион пищи и воды.Пакет содержит 3 брикета концентрата, 3 пакета сахара и 1 пачку галет;

В первые сутки следует воздержаться от приёма воды и пищи, на вторые и последующие сутки – использовать продукты рациона следующим образом: на завтрак, обед и ужин – по брикету концентратов, по одной галете (на обед – 2 шт.) и по 2 кусочка сахара. Пища и вода раздаются по приказанию командира;

Нельзя пить морскую воду, усиливающую жажду и вызывающую нарушение нервной системы и даже смерть. Пить нужно медленно и небольшими глотками;

Шлюпкам держатся рядом.


Оставление судна прыжком в воду:

  1. Осмотрите место приводнения, вдохните и задержите дыхание.
  2. Подбородок прижмите к груди, но голову сильно не наклоняйте.
  3. Одной рукой зажмите рот и нос, другой - оттяните вниз спасательный жилет за верхний край вниз, чтобы его не сорвало.
  4. Прыгайте ногами вниз, ступни прижмите друг к другу, ноги слегка согните и напрягите.
  5. Выныривайте с открытыми глазами и быстро отплывайте в сторону от гибнущего судна.

При отсутствии спасательных средств, находясь в воде, подавайте сигналы свистком (если вы в жилете) или поднятием руки. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. В спасательном жилете для этого сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50 %.

Спасательные средства на борту судна

На случай аварии на судах предусмотрены средства спасения:

  1. Групповые средства спасения - шлюпки и надувные плоты. 
  2. Индивидуальные средства спасения - спасательные круги, спасательные жилеты и костюмы.

Правила пользования индивидуальными спасательными средствами

Правила пользования спасательным жилетом

Спасательные жилеты снабжены лампочками со специальными батарейками, работающими в воде, их свет хорошо заметен в ночное время. Кроме того, к жилету прилагается свисток для подачи звуковых сигналов, а иногда и специальный порошок, окрашивающий воду в ярко-зеленый цвет, хорошо видимый с воздуха, и сигнальное зеркало (гелиограф). Став пассажиром судна, изучите внимательно инструкцию по применению спасательного жилета. 

  1. Одеть жилет сверху через голову, ориентируясь на надписи «верх» и «низ».
  2. Просунуть руки в специальные отверстия жилета.
  3. Завязать жилет на груди специальными тесемками, обернув их вокруг жилета.
  4. Перед прыжком в воду следует глубоко вдохнуть и задержать дыхание.
  5. Во время прыжка за борт надо одной рукой крепко закрыть рот и нос, а другой оттянуть спасательный жилет за верхний край вниз, чтобы его не сорвало.
  6. Попав в воду, выдохнуть нужно тогда, когда вы перевернетесь лицом вверх (через 5-10 секунд после касания воды).
  7. Оказавшись в воде, необходимо быстро отплыть от судна, а затем держаться на воде, делая как можно меньше движений для сохранения тепла.
  8. Если поблизости находятся спасательные плоты или катера, постарайтесь подплыть к ним, посигнальте свистком, который находится в кармашке жилета, чтобы вас заметили.

Правила пользования спасательным кругом

Спасательные круги распределяют по бортам судна в легкодоступных местах, в любой момент они должны быть готовы к применению.

  1. Доплыть до круга и взяться двумя руками за его поверхность.
  2. Следует не подныривать под него, а нажимая руками на круг, опрокинуть его через голову на себя.
  3. Положить руки на поверхность круга, занять удобное положение.
  4. Стараться максимально сохранять энергию и тепло — от этого зависит время выживания в воде.

Действия пассажиров, оказавшихся за бортом:

  1. Сбросить одежду, мешающую  двигаться, избавиться от лишних тяжелых предметов.
  2. Кричать, звать на помощь, свистеть в свисток в том случае, если вас услышат.
  3. Подплывая к спасательным плотам или катерам, махать рукой над водой, привлекая внимание.
  4. Оказавшись за бортом, надо по возможности успокоиться и осмотреться. Не рекомендуется плыть за судном или навстречу ему - у судна больше возможности подойти к упавшему за борт.

Последнее изменение: Понедельник, 29 Май 2023, 12:31