Аварии на водном транспорте, основные причины и последствия. Действия пассажиров во время аварии. Действия пассажиров при нахождении в спасательном плавательном средстве. Правила пользования индивидуальными спасательными средствами.
Возрастающая из года в год роль водного транспорта определяется экономичностью перевозок морем самых разных грузов. Ежесуточно в морях и океанах находится около 30 тысяч судов, численность экипажей которых превышает 1 миллион человек. При таких масштабах использования водных транспортных средств сложно избежать возникновения различных чрезвычайных ситуаций.
Классификация чрезвычайных ситуаций, возникающих на водном транспорте:
- кораблекрушение - гибель судна или его полное конструктивное разрушение;
- авария - повреждение судна или его нахождение на мели не менее 48 часов (пассажирского судна - 24 часа);
- аварийное происшествие - повреждение судна или его нахождение на мели менее 48 часов (пассажирского судна - 24 часа);
- катастрофа - кораблекрушения или аварии с человеческими жертвами.
Основные причины аварийных ситуаций на водном транспорте:
- морская стихия (штормы, ураганы, туманы, льды);
- поломка техники;
- ошибочные действия людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа.
Наиболее тяжелые последствия чрезвычайных ситуаций на водном транспорте:
- взрывы опасных грузов;
- пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно нефтеналивных судах;
- разлив нефтепродуктов, образование крупных нефтяных пятен, нанесение огромного экологического ущерба окружающей среде;
- ущерб морскому, речному и промысловому флоту.
При авариях и кораблекрушениях капитан отдает приказ покинуть судно в следующих случаях:
- явные признаки наступающей гибели судна (опасный крен, вход в воду палубы, кормы, носовой части);
- судно остается на плаву, но распространение воды по судну ведет к его затоплению, а средств для борьбы с водой экипаж не имеет;
- происходит смещение груза или обледенение судна, которое приведет к его опрокидыванию (оверкиль), а экипаж не имеет средств борьбы с обледенением, со смещением груза;
- по судну распространяется пожар, а экипаж не имеет средств для его ликвидации;
- под воздействием ветра, волн или течения судно дрейфует на рифы, где оно может быть разбито или опрокинуто. При этом судно лишено возможности управляться и не может противодействовать стихии.
На крупных морских и речных судах все действия, связанные с спасением людей, сводятся к возможно более быстрому покиданию судна и четкому исполнению команд экипажа, организующего спасательные работы.
Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги:
- Выполняйте все требования членов команды.
- Наденьте как можно больше теплой одежды, возьмите документы и спасательный жилет.
- Быстро пройдите на шлюпочную палубу.
- Подготовьтесь к посадке в спасательное средство.
- Первыми на спасательное средство (шлюпку, надувной плот) переходят дети, женщины, раненые, ослабленные люди. Им необходимо организовать страховку, для чего на спасательное средство может спуститься один взрослый мужчина.
- Люди, оказавшиеся в спасательном средстве первыми, должны страховать его от повреждений - отталкиваться веслами или руками от судна, отгонять представляющие угрозу плавающие на поверхности воды предметы, а также помогать своим товарищам.
- До того, как потерпевших найдут спасательные службы, может пройти продолжительное время, поэтому, находясь в спасательном средстве постарайтесь сохранить тепло, делать небольшую разминку, контролировать воду и провизию и соблюдать спокойствие.
Правила поведения в спасательной шлюпке
Сохранять спокойствие;
В течение первых двух суток надо принимать таблетки от укачивания: одну таблетку утром и по половине таблетки в полдень и вечером. Больше двух таблеток в сутки принимать нельзя, так как они вызывают ощущение сухости во рту; Полностью исключить курение: оно вызывает жажду у курящих и раздражение у некурящих, а также необходимость в лишнем проветривании плота или шлюпки, что понижает температуру внутри спасательного средства. Кроме того, курение опасно в пожарном отношении; Командир, в соответствии с инструкциями, вложенными в пищевые пакеты, должен установить суточный рацион пищи и воды.Пакет содержит 3 брикета концентрата, 3 пакета сахара и 1 пачку галет; В первые сутки следует воздержаться от приёма воды и пищи, на вторые и последующие сутки – использовать продукты рациона следующим образом: на завтрак, обед и ужин – по брикету концентратов, по одной галете (на обед – 2 шт.) и по 2 кусочка сахара. Пища и вода раздаются по приказанию командира; Нельзя пить морскую воду, усиливающую жажду и вызывающую нарушение нервной системы и даже смерть. Пить нужно медленно и небольшими глотками;
Оставление судна прыжком в воду:
- Осмотрите место приводнения, вдохните и задержите дыхание.
- Подбородок прижмите к груди, но голову сильно не наклоняйте.
- Одной рукой зажмите рот и нос, другой - оттяните вниз спасательный жилет за верхний край вниз, чтобы его не сорвало.
- Прыгайте ногами вниз, ступни прижмите друг к другу, ноги слегка согните и напрягите.
- Выныривайте с открытыми глазами и быстро отплывайте в сторону от гибнущего судна.
При отсутствии спасательных средств, находясь в воде, подавайте сигналы свистком (если вы в жилете) или поднятием руки. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. В спасательном жилете для этого сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50 %.
Спасательные средства на борту судна
На случай аварии на судах предусмотрены средства спасения:
- Групповые средства спасения - шлюпки и надувные плоты.
- Индивидуальные средства спасения - спасательные круги, спасательные жилеты и костюмы.
Правила пользования индивидуальными спасательными средствами
Правила пользования спасательным жилетом
Спасательные жилеты снабжены лампочками со специальными батарейками, работающими в воде, их свет хорошо заметен в ночное время. Кроме того, к жилету прилагается свисток для подачи звуковых сигналов, а иногда и специальный порошок, окрашивающий воду в ярко-зеленый цвет, хорошо видимый с воздуха, и сигнальное зеркало (гелиограф). Став пассажиром судна, изучите внимательно инструкцию по применению спасательного жилета.
- Одеть жилет сверху через голову, ориентируясь на надписи «верх» и «низ».
- Просунуть руки в специальные отверстия жилета.
- Завязать жилет на груди специальными тесемками, обернув их вокруг жилета.
- Перед прыжком в воду следует глубоко вдохнуть и задержать дыхание.
- Во время прыжка за борт надо одной рукой крепко закрыть рот и нос, а другой оттянуть спасательный жилет за верхний край вниз, чтобы его не сорвало.
- Попав в воду, выдохнуть нужно тогда, когда вы перевернетесь лицом вверх (через 5-10 секунд после касания воды).
- Оказавшись в воде, необходимо быстро отплыть от судна, а затем держаться на воде, делая как можно меньше движений для сохранения тепла.
- Если поблизости находятся спасательные плоты или катера, постарайтесь подплыть к ним, посигнальте свистком, который находится в кармашке жилета, чтобы вас заметили.
Правила пользования спасательным кругом
Спасательные круги распределяют по бортам судна в легкодоступных местах, в любой момент они должны быть готовы к применению.
- Доплыть до круга и взяться двумя руками за его поверхность.
- Следует не подныривать под него, а нажимая руками на круг, опрокинуть его через голову на себя.
- Положить руки на поверхность круга, занять удобное положение.
- Стараться максимально сохранять энергию и тепло — от этого зависит время выживания в воде.
Действия пассажиров, оказавшихся за бортом:
- Сбросить одежду, мешающую двигаться, избавиться от лишних тяжелых предметов.
- Кричать, звать на помощь, свистеть в свисток в том случае, если вас услышат.
- Подплывая к спасательным плотам или катерам, махать рукой над водой, привлекая внимание.
- Оказавшись за бортом, надо по возможности успокоиться и осмотреться. Не рекомендуется плыть за судном или навстречу ему - у судна больше возможности подойти к упавшему за борт.