Аварии на водном транспорте, их основные причины и последствия. Действия пассажиров в случае аварии на борту. Правила пользования индивидуальными спасательными средствами.
По воде можно сплавлять плоты, двигаться на веслах и под парусом, а можно плыть на большом теплоходе. Но каким бы не было судно, на нем всегда предусмотрены меры безопасности. Ведь даже на самом современном корабле возможны поломки или пожары.
Огромное значение имеют и погодные условия: туманы, шторма, ночная тьма затрудняют ориентирование в пространстве и могут стать причиной столкновений. И хотя сегодня морякам помогают приборы спутниковой навигации, радиосвязь и другая современная техника, самый надежный помощник в море – это прочные знания и неукоснительное выполнение каждым своих обязанностей. Для повышения безопасности плавания на каждом судне устанавливают радиостанции, которые позволяют не только поддерживать связь с береговыми службами, но и в случае возникновения опасной ситуации подать сигнал бедствия.
Основные причины аварийных ситуаций на водном транспорте:
Причинами аварийных ситуаций на воде всегда были: морская стихия, поломка техники и ошибочные действия человека. В частности:
- морская стихия (штормы, ураганы, туманы, льды);
- поломка техники;
- ошибочные действия людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа.
К наиболее тяжелым последствиям при чрезвычайных ситуациях на водном транспорте можно отнести:
- взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и экипажей судов;
- пожары на грузовых, пассажирских, промысловых судах;
- разлив нефтепродуктов, образование нефтяных пятен на море и побережье, нанесение экологического ущерба окружающей среде;
На любом пассажирском судне на видном месте размещены план эвакуации пассажиров и правила пользования спасательными средствами. На каждом судне на случай аварии предусмотрены спасательные средства:
- спасательные круги;
- спасательные жилеты и костюмы;
- шлюпки;
- надувные плоты.
Порядок пользования ими обычно сообщают пассажирам. На спасательных жилетах есть лампочками с батарейками, работающими в воде. Лампочки хорошо заметны в ночное время. Кроме того, на них имеется свисток для подачи звуковых сигналов, а иногда и специальный порошок, окрашивающий воду в ярко-зеленый цвет, хорошо заметный с воздуха.
В случае аварии необходимо четко выполнять все распоряжения команды и инструкции, так как самое страшное во время аварии – паника. Большинство кораблекрушений случаются ночью или в условиях плохой (штормовой) погоды, что сильно усложняет спасение и увеличивает панику. При посадке на любое спасательное средство также надо соблюдать определенные правила.
Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги. Правила посадки в спасательное средство.
- Надеть на себя как можно больше теплой одежды и спасательный жилет.
- Взять необходимые личные вещи.
- Быстро пройти на шлюпочную палубу.
- При посадке на плавательное средство (шлюпка, плот) постараться остаться сухим.
- Выполнять все указания экипажа корабля.
Правила пользования спасательным жилетом:
- Изучить инструкцию по его применению.
- Быстро и правильно надеть жилет. Надеть на себя для защиты от переохлаждения также головной убор, обувь, теплую одежду.
- Перед прыжком в воду глубоко вдохнуть и задержать дыхание.
- Во время прыжка за борт одной рукой крепко закрыть рот и нос, а другой оттянуть спасательный жилет за верхний край вниз, чтобы его не сорвало. Ноги свести вместе.
- Попав в воду, выдохнуть, лишь перевернувшись лицом вверх – через 5 – 10 секунд после касания воды.
- Оказавшись в воде, быстро отплыть от тонущего судна.
- Держаться на воде, делая как можно меньше движений, что бы сохранить тепло.
- Если поблизости находятся спасательные плоты или катера, постараться подплыть к ним, посигналить свистком, который находится в кармане жилета.
- Сохранять спокойствие.
Прыгать за борт судна следует по распоряжению капитана судна или в том случае, когда нет других путей спасения.
Ситуация «Человек за бортом»
При пользовании любым транспортным средством на воде возможна ситуация, когда человек по невнимательности или по каким-то другим обстоятельствам может оказаться за бортом. Если вы оказались за бортом, в воде:
- Прежде всего надо успокоиться и осмотреться.
- Не надо плыть за судном или навстречу ему. У судна гораздо больше возможности подойти к упавшему за борт.
- Необходимо сбросить ту одежду, которая мешает двигаться.
- Избавиться от лишних, тяжелых предметов.
- Кричать можно только тогда, когда есть шанс, что услышат.
- Подплывая к спасательному средству, брошенному с судна, махать рукой над водой, чтобы привлечь внимание. Экипаж обязательно сделает все, чтобы подобрать упавшего.
Если ты заметил падение человека за борт, то должен:
- Громко кричать: «Человек за бортом!».
- Немедленно бросить пострадавшему спасательное средство, стараясь, чтобы оно упало не слишком далеко от него.
- Сообщить о происшествии капитану судна.
- Четко выполнять все команды, вести наблюдение, стараясь не потерять пострадавшего из виду.