Аварии на воздушном транспорте, причины и последствия. Основные и аварийные выходы. Действия пассажиров в случае аварии. Индивидуальные и групповые спасательные средства.
Современные самолеты надежны, и полет на них почти всегда безопасен. Однако пока нет совсем безопасных механизмов и машин. К сожалению, каждый год в авиакатастрофах в мире погибает в среднем 3 000 человек.
Безопасность самолета обеспечивается работой десятков людей: экипажа и наземных служб - техников, связистов, диспетчеров. Но полет также всегда зависит от внешних условий. Сильный ветер, плохая видимость, снег и дождь влияют на безопасность полета, создавая иногда ситуации, для преодоления которых от экипажа и наземных служб требуется много умения, упорства, а иногда и мужества.
Аварии на воздушном транспорте - это авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически и экономически невозможно и нецелесообразно
Пассажир также должен соблюдать правила, от выполнения которых зависит его безопасность.
Авиационное происшествие – событие на воздушном судне в период нахождения на его борту пассажиров и членов экипажа и повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна, а также нередко травмы и даже гибель людей.
Авиационные происшествия бывают летные и наземные.
1. Летное происшествие - событие во время полетного задания, повлекшее за собой последствия разной степени тяжести для находившихся на борту людей (травмы или гибель) или самого воздушного судна (повреждение или разрушение).
2. Наземное происшествие - авиационное происшествие, происшедшее до или после полета в аэропорту.
В зависимости от тяжести разрушений и последствий для пассажиров и экипажа авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.
1. Поломка - авиационное происшествие, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен, без травм и гибели членов экипажа и пассажиров.
2. Авария - авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически и экономически невозможно нецелесообразно.
3. Катастрофа - авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров, разрушение или повреждение воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую после происшествия.
Мировая статистика свидетельствует, что почти 50% авиакатастроф происходят на летном поле. В авариях при взлете и посадке есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Такие аварии, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.
В остальных случаях катастрофы происходят в воздухе на различных высотах, и терпящее бедствие воздушное судно является причиной гибели не только пассажиров и экипажа, но и, нередко, людей на земле.
Все причины аварий воздушного транспорта делятся на 4 группы:
1. Человеческий фактор – ошибки экипажа или диспетчерской службы, плохое самочувствие или усталость пилотов. В последнее время стала актуальна причина – ослепление пилотов с земли световыми указками, фонарями.
2. Технический фактор – отказ, неисправность или поломка бортовой техники, плохое качество топлива.
3. Плохие погодные условия – туман, ливень, резкое похолодание, высокая влажность воздуха, плохая видимость.
4. Террористический акт – захват судна, взрыв, саботаж.
Аварийно-спасательное оборудование
Аварийно – спасательное оборудование предназначено для предотвращения травм пассажиров и экипажа и обеспечения возможности аварийной эвакуации и спасения в случае вынужденной посадки самолета на сушу или воду. Состоит из средств фиксации людей, аварийных выходов для пассажиров и экипажа, средств маркировки, системы наружного и внутреннего аварийного освещения, систем связи и оповещения пассажиров, вспомогательных средств для эвакуации людей на землю.
Основные и аварийные выходы
1. Основные двери для входа и выхода пассажиров выполняют по левому борту самолета, а при числе пассажиров более 250 человек выходы могут располагаться по обоим бортам. Во время экстренного покидания самолета основные двери засчитываются в число аварийных выходов.
2. Для экстренного покидания самолета делают аварийные выходы, расположенные по левому и правому борту. На самолетах имеются не менее двух аварийных люков для выхода на крыло.
Для экстренного покидания самолета используются все основные и аварийные выходы. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания имеют заметную маркировку, все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной системы освещения.
Индивидуальные и групповые спасательные средства на борту воздушного судна.
При полётах над водным пространством аварийно – спасательное оборудование дополняется индивидуальными и групповыми спасательными плавсредствами.
К индивидуальным спасательным плавсредствам относятся:
- спасательные надувные жилеты;
- подушки с постоянной плавучестью.
Групповые спасательные плавсредства:
- надувные плоты. Масса одного плота на 6 человек в комплекте с оборудованием и питанием на 3 дня - 15 кг. Групповые плоты вмещают от 6 до 25 человек.
- надувной аварийный трап для аварийного выхода пассажиров. Масса его вместе с баллоном 40-45 кг.
1. Действия пассажиров в зоне турбулентности.
Часто во время полета самолет может попасть в воздушную яму, в результате чего на борту возникает тряска и сильная вибрация. Такая ситуация называется турбулентностью. Следует пристегнуть ремень безопасности и точно следовать указаниям членов экипажа. Категорически запрещается вставать с места, ходить и бегать по салону. Не кричите и не паникуйте, этим вы только будете отвлекать экипаж, чем можете ухудшить и без того опасную ситуацию на борту.
2. Действия пассажиров в случае аварии при взлете и посадке:
1. Спинку кресла привести в вертикальное положение.
2. Снять очки, обувь на высоких каблуках, расстегнуть воротник, вынуть из карманов острые предметы.
3. Положить на колени мягкие вещи, подогнать ремень безопасности и застегнуть его.
4. Наклониться вперед, голову опустить вниз, руками упереться в спинку впереди стоящего кресла (при его отсутствии, руками обхватить колени и положить на них голову).
5. Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации. Перед прыжком снять очки, обувь на высоких каблуках.
3. Если произошла разгерметизация самолета, салон заполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике.
Разгерметизация обычно начинается с оглушительного рева (так уходит воздух). В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.
4. Действия авиапассажиров при пожаре:
- Слушайте и выполняйте команды членов экипажа.
- Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы т.д.
- Пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках.
- Если проход блокирован, передвигайтесь поверх опущенных спинок самолетных кресел.
- При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.
- Оказавшись вне самолета, отойдите от него как можно дальше.
4. Действия авиапассажиров при вынужденной (аварийной) посадке на воду
Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. В одной ситуации самолет может коснуться водной поверхности очень плавно, в другой - развалиться на части и быстро затонуть.
После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные плоты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 минуту летом и 3 минуты зимой.
При приводнении необходимо четко действовать по команде командира экипажа или бортпроводницы:
1. Будьте внимательны, перед полетом над водной поверхностью бортпроводница всегда проводит инструктаж по правильному использованию надувного спасательного жилета.
2. Во время аварии выполняйте все указания экипажа.
3. Наденьте на себя теплую одежду или возьмите с собой.
4. Достаньте и наденьте спасательный жилет карманами вперед.
5. Надувать жилет в салоне запрещается. Это усложнит эвакуацию.
6. Займите место на спасательном плоту.
7. Оказавшись в воде, дерните чеку для автоматического надувания жилета.
8. Используя весла и подручные предметы, отойдите от места погружения самолета. После этого необходимо расправить и бросить за борт плавучий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.
9. Желательно всем выжившим держаться вместе, так вас быстрее обнаружат, и вы сможете дольше сохранять тепло.