Аварии на железнодорожном транспорте, их основные причины и последствия. Правила безопасного поведения при пользовании железнодорожным транспортом. Действия пассажиров при крушении.
Железные дороги являются ведущим видом транспорта в России. Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:
- неисправности пути;
- неисправности подвижного состава;
- неисправности средств сигнализации;
- ошибки диспетчеров и работников железной дороги;
- невнимательность и халатность машинистов;
- сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах;
- пожары и взрывы непосредственно в вагонах.
Последствиями аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:
- взрывы опасных грузов, приводящие к разрушению пути, вагонов, локомотивов, сооружений, зданий депо;
- пожары подвижного состава, станционных построек и других сооружений;
- разлив или выброс в атмосферу агрессивных и ядовитых веществ;
- поражение железнодорожных работников и пассажиров огнём, взрывами, ядовитыми жидкостями и газами;
- значительный материальный ущерб железнодорожному хозяйству, уничтожение перевозимых грузов.
Правила поведения в железнодорожном транспорте:
1. При движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон.
2. Тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках и не перегружайте их вещами или закрепляйте так, чтобы при резком торможении они не упали на вас или других пассажиров.
3. Не срывайте без крайней необходимости стоп-кран. Запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация.
4. Курите только в установленных местах.
5. Не возите с собой горючие, химические и взрывоопасные вещества.
6. Не включайте в электросеть вагона бытовые приборы.
7. Документы и деньги в пути лучше держать всегда при себе.
8. При запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.
9. При реальной угрозе немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы. В крайнем случае, выбивайте подручными предметами (лестницами - стремянками, жесткими чемоданами, вырванными из гнезд столиками и одежными полками) оконные стекла.
10. При аварийных ситуациях не берите с собой чемоданы и сумки. Ваша жизнь не стоит находящихся в них вещей.
Действия пассажиров при крушении поезда:
1. В момент аварии нельзя выпрыгивать из поезда до его полной остановки.
2. При экстренном торможении:
- постарайтесь схватиться за поручни или выступающие детали полок;
- упритесь ногами в стол, противоположное сидение;
- лягте на пол;
- в момент падения постарайтесь сгруппироваться, защитите голову руками.
3. В случая крушения нужно упасть на пол, схватившись за ножку откидного столика. Голову лучше спрятать под столиком — это спасёт от посыпавшихся с полок вещей. Лечь нужно лицом на пол, закрыв шею руками.
4. Пассажиров, места которых расположены против движения поезда, при аварийном торможении по инерции отбрасывает на спинку сидения. Они не успеют сгруппироваться на полу, в таком случае им лучше остаться на своём месте, согнуться и прикрыть шею и голову руками во избежание травм.
5. На боковых полках лучше лежать ногами в сторону движения. Тогда при резком торможении или столкновении вы упрётесь в перегородку ногами, а не головой, и избежите травмы шейных позвонков. Если вы находитесь в проходе вагона, нужно лечь на пол по направлению движения поезда. Голову и шею следует закрыть руками, а ноги согнуть в коленях.
6. После полной остановки поезда нужно выбраться из вагона как можно быстрее. Если дверь купе заклинило, используйте любую возможность. Например, разбейте окно с помощью подручных средств. Очистив проём от стекла, выбирайтесь из вагона, предварительно убедившись, что по соседним рельсам не идёт ещё один поезд.
7. Оказавшись на земле, передвигайтесь маленькими шажками. В результате аварии возможно повреждение токонесущего провода, поэтому в радиусе 30 метров вокруг источника тока может образоваться «шаговое напряжение». При попадании в такую область возможны непроизвольные судорожные сокращения мышц. Покинуть эту область необходимо либо гусиным шагом (шаги должны быть короче 60–70 см), либо прыжками.
8. Отойдите от поезда на безопасное расстояние. В случае разлива топлива возможен пожар и взрыв.