Дети - виновники пожаров
Шалость детей с огнем – распространенная причина пожаров. Виноваты в этом и взрослые, которые оставляют детей без присмотра одних дома, не контролируют действия и игры детей, равнодушно проходят мимо, когда детям угрожает опасность. В среднем за год из-за шалостей детей возникает 8 пожаров. Пожары нередко заканчиваются трагическими последствиями. Ребенок, оставшись один в квартире или дома, может взять спички и, подражая взрослым, поджечь бумагу, включить в розетку электрический прибор или даже устроить костер.
Большую опасность представляют и изготовленные подростками различные игрушки: самопалы, ракеты. Они опасны не только тем, что могут стать причиной пожара. Нередко они взрываются в руках своих «конструкторов», в результате - тяжелые ожоги, увечья, травмы.
Проблема детской шалости с огнем на сегодняшний день стоит особенно остро. Профилактика в семье обычно сводится к банальным запретам: газ не включай, спички не трогай! Но запреты не всегда действенны, дети ищут новых впечатлений, балуются со спичками и огнеопасными предметами. Зачастую это заканчивается бедой. Именно в детском возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Уважаемые взрослые!
- Чувство опасности, исходящее от огня, ребенку нужно
прививать с раннего детства. Соблюдение правил безопасности должно войти в
привычку каждого.
- Необходимо строго следить за тем, чтобы дети не брали в
руки спички. Храните спички в местах, недоступных для детей.
- Нельзя допускать, чтобы маленькие дети пользовались
электронагревательными приборами, газовыми плитами самостоятельно.
- Нельзя оставлять малолетних детей дома одних, тем более,
если горит газ, топится печь, работают электронагреватель, телевизор и другие
электроприборы.
- Следите за тем, где и как проводят свободное время
дети. Особенно опасны игры детей с огнем на стройках, чердаках, в подвалах,
заброшенных ветхих и аварийных домах, сараях, гаражах, где они поджигают старые вещи, бензин.
- Не показывайте детям дурной пример: не курите при них,
не бросайте окурки куда попало, не зажигайте бумагу для освещения темных
помещений.
- Ни в коем случае
нельзя держать в доме неисправные или самодельные электрические приборы.
Пользоваться можно только исправными, имеющими сертификат соответствия
требованиям безопасности, с встроенным устройством автоматического отключения
от источника электрического питания.
- Обязательно научите ребенка действиям при пожаре,
покажите ему возможные выходы для эвакуации. Трагические случаи наглядно
доказывают: главная причина гибели детей на пожаре кроется в их неумении
действовать в критических ситуациях. Во время пожара у маленьких детей
срабатывает подсознательный инстинкт: ребенок старается к чему-то прижаться,
куда-то спрятаться, ищет мнимое убежище - под кроватью, под столом. Там и
настигает его беда. Очень важно научить детей не паниковать и не прятаться в
случае пожара.
Зная и соблюдая элементарные правила пожарной безопасности, вы не только сохраните себе жизнь и свое имущество, но и жизнь своим близким!
Рекомендации родителям
Уважаемые родители, помните – испытывать ли постоянный страх за детей или быть уверенными в их безопасности зависит от вас!
ДО 3 ЛЕТ
1. Полностью убирать из пределов досягаемости спички, зажигалки, горячие предметы, легковоспламеняющиеся вещества, не подпускать к плите, на которой горит огонь.
2. Не играть со спичками, никак не использовать их в играх, при счёте, выкладывании геометрических фигур и т. д. – иначе потом дети решат поиграть в них самостоятельно.
3. В возрасте, когда ребёнок уже понимает, что такое опасность (обычно около года), доступно показать, что означает «горячо» – например, поднести ладошку ребёнка к своей не очень горячей кружке с чаем.
4. С двух лет и старше, пользуясь книгами и мультфильмами, обсуждать ситуации с огнём, пожарами, пожарной безопасностью – кто из героев что сделал неправильно, как нужно было действовать, как помогли пожарные.
С 3 ДО 6 ЛЕТ
1. Приучить малыша к тому, что пользоваться огнём он может только под присмотром взрослых.
2. Когда появился интерес к огню – провести эксперименты с ребёнком по определению горючих и негорючих материалов.
3. Научить ребёнка правильно зажигать спичку – от себя, а не по направлению к себе, после поджигания свечи спичку класть в безопасное место – на блюдце, в металлическую миску.
4. Научить зажигать свечу – не наклоняясь телом к источнику огня, не опуская волосы или одежду.
5. Показать, как правильно обращаться с огнём на природе – на даче, в походе, там, где есть возможность разжечь настоящий костёр, давать по возрасту задания, чем ребёнок может помочь в этом процессе (расчистить площадку, собрать ветки, рассортировать их по размеру, правильно сложить костёр и т. п.).
6. Продолжать разговоры о пожарной безопасности дома и на природе, о работе пожарной службы, о том, что нужно и чего нельзя делать, если вдруг случилось возгорание.
7. Научить вызывать экстренные службы помощи по телефону.
С 6 ЛЕТ
1. Когда ребёнок может держать руки над плитой – можно научить его пользоваться ею. В зависимости от того, газовая плита или электрическая, необходимо дополнительно поговорить о её особенностях.
2. Готовить сначала только в присутствии взрослых, использовать толстые рукавицы, закрывающие запястья, не ставить на плиту тяжёлые предметы, которые могут перевернуться (полную кастрюлю супа).
3. Учить правильно пользоваться электрическими приборами – выключать после использования из розетки, рассказать, что такое неисправные провода, искры, на что нужно обратить внимание.
4. Можно сходить на экскурсию в местную пожарную часть – в некоторых есть дни открытых дверей, музеи.
5. Проведите с ребенком эксперимент.
ЭКСПЕРИМЕНТ
Поставьте на стол металлический противень, свечку, приготовьте спички, пинцет и миски с водой и с песком. Заготовьте небольшие кусочки различных материалов – бумага, дерево, разные ткани, пластмасса, пластиковый пакет, камень, металл и т. д. Зажгите свечу и подносите пинцетом к пламени кусочки материалов, обсуждая с ребёнком, что горит, что плавится, что не горит и почему. Загоревшиеся кусочки необходимо потушить – также попробуйте разные способы тушения: вода, песок, плотная ткань.
Кажется, что такие эксперименты опасны – но гораздо опаснее не давать уже подросшему человеку информацию, его любопытство всё равно возьмёт верх, и если он будет делать подобные вещи тайком, это будет по-настоящему опасно! А такие опыты вас наверняка попросят повторить снова и снова – не отказывайте.
Научите ребенка правильно реагировать при пожаре. Общайтесь с детьми на равных. Доверяйте им. Они способны принять правильные решения в экстремальных ситуациях, если будут иметь необходимую информацию и знать, что делать. Дети имеют хорошую выносливость, и в опасной ситуации способны действовать даже менее эмоционально, нежели взрослые.